Дизельное топливо (так называемая солярка) – жидкое топливо, получаемое из керосиново-газойлевых фракций прямой перегонки нефти.
Солярка широко используется в качестве топлива для дизельных генераторов, а так же для жидкотопливных котельных в качестве основного вида топлива, и для комбинированных котельных (дизель/газ) в качестве резервного или аварийного топлива.
Помимо объектов промышленности котлы на солярке часто применяются в системах автономного теплоснабжения для отопления загородных коттеджей, при отсутствии возможности подключения их к централизованным системам отопления или магистральным сетям газоснабжения.
Дизельное топливо по своим физическим свойствам подразделяется на летнее (температура застывания -5˚С), зимнее (температура застывания -35˚С) и арктическое (температура застывания -45˚С).
По физико-химическим показателям топливо должно соответствовать требованиям ГОСТ 305-82, приведенным в таблице:
Наименование показателя |
Норма для марки |
Метод испытания |
||
Л |
З |
А |
||
1. Цетановое число, не менее |
45 |
45 |
45 |
По ГОСТ 3122 |
2. Фракционный состав: |
|
По ГОСТ 2177 |
||
50 % перегоняется при температуре, °С, не выше |
280 |
280 |
255 |
|
96 % перегоняется при температуре (конец перегонки), °С, не выше |
360 |
340 |
330 |
|
3. Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с (сСт) |
3,0-6,0 |
1,8-5,0 |
1,5-4,0 |
По ГОСТ 33 |
4. Температура застывания, °С, не выше, для климатической зоны: |
|
По ГОСТ 20287 с дополнением по п. 5.2 настоящего стандарта |
||
умеренной |
-10 |
-35 |
- |
|
холодной |
- |
-45 |
-55 |
|
5. Температура помутнения, °С, не выше, для климатической зоны: |
|
По ГОСТ 5066 (второй метод) |
||
умеренной |
-5 |
-25 |
- |
|
холодной |
- |
-35 |
- |
|
6. Температура вспышки, определяемая в закрытом тигле, °С, не ниже |
|
По ГОСТ 6356 |
||
для тепловозных и судовых дизелей и газовых турбин |
62 |
40 |
35 |
|
для дизелей общего назначения |
45 |
35 |
30 |
|
7. Массовая доля серы, %, не более, в топливе: |
|
По ГОСТ 19121 |
||
вида I |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
|
вида II |
0,50 |
0,50 |
0,40 |
|
8. Массовая доля меркаптановой серы, %, не более |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
По ГОСТ 17323 |
9. Содержание сероводорода |
Отсутствие |
По ГОСТ 17323 |
||
10. Испытание на медной пластинке |
Выдерживает |
По ГОСТ 6321 |
||
11. Содержание водорастворимых кислот и щелочей |
Отсутствие |
По ГОСТ 6307 |
||
12. Концентрация фактических смол, мг на 100 см³ топлива, не более |
40 |
30 |
30 |
По ГОСТ 8489 |
13. Кислотность, мг КОН на 100 см³ топлива, не более |
5 |
5 |
5 |
По ГОСТ 5985 |
14. Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более |
6 |
6 |
6 |
По ГОСТ 2070 |
15. Зольность, %, не более |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
По ГОСТ 1401 |
16. Коксуемость, 10%-ного остатка, %, не более |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
По ГОСТ 19932 |
17. Коэффициент фильтруемости, не более |
3 |
3 |
3 |
По ГОСТ 19006 |
18. Содержание механических примесей |
Отсутствие |
По ГОСТ 6370 |
||
19. Содержание воды |
То же |
По ГОСТ 2477 |
||
20. Плотность при 20 °С, кг/м³, не более |
860 |
840 |
830 |
По ГОСТ 3900 |
21. Предельная температура фильтруемости, °С, не выше |
-5 |
- |
- |
По ГОСТ 22254 |
Выбор типа дизельного топлива определяется климатическими характеристиками района, в котором планируется размещать склад солярки.
Склад дизельного топлива представляет собой технологический комплекс, состоящий из резервуаров, сливо-наливного узла, насосного оборудования (при необходимости), внутрискладких топливопроводов с необходимой арматурой, приборов КИП. К площадке организуется подъезд автоцистерны со стороны сливо-наливного узла.
Все оборудование размещается на специально отведенной площадке. Расстояния от склада солярки до инженерных сетей, коммуникаций и до других объектов принимаются согласно СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» и другой нормативной документации.
По типу размещения резервуары делятся на подземные и наземные.
По конструктивному исполнению резервуары подразделяются на одностенные и двустенные, горизонтальные и вертикальные. Наибольшее распространение получила их горизонтальная компоновка.
К установке на жидкотопливном складе может быть принято несколько резервуаров различной вместимости в зависимости от:
- Числа потребителей.
- Мощности газоиспользующего оборудования и, как следствие, от необходимого расхода солярки.
- Срока, на который должен быть обеспечен запас топлива.
- Классификацией системы жидкого топливоснабжения: основная, аварийная, резервная.
В соответствии со СНиП 2.11.03-93 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» склады в зависимости от их общей вместимости и максимального объема одного резервуара подразделяются на категории:
Категория склада |
Максимальный объем одного резервуара, м³ |
Общая вместимость склада, м³ |
I |
- |
Св. 100 000 |
II |
- |
Св. 20 000 до 100 000 включ. |
IIIа |
До 5000 включительно |
Св. 10 000 до 20 000 включ. |
IIIб |
2000 |
Св. 2 000 до 10 000 включ. |
IIIв |
700 |
До 2 000 включ. |
Для дизельных котельных, оснащенных жидкотопливными горелками, для которых использование солярки является единственным вариантом топливоснабжения, объем склада солярки может быть весьма внушительным. Тогда как для газовых котельных небольших мощностей, оснащенных комбинированными горелками, с устройством системы резервного или аварийного топливоснабжения – бывает достаточно установки емкости из полиэтилена высокого давления 0,8м3 непосредственно в помещении котельной.
Для регулирования давления паров нефтепродуктов в резервуарах дизельного топлива в процессе закачки или выкачки нефтепродуктов, а также при колебании температуры предусматривается совмещенный механический дыхательный клапан. При размещении емкости/резервуара в помещении котельной, клапан должен быть выведен из помещения на улицу.
При надземном размещении для предотвращения аварийного разлива топлива из емкостей предусматривается устройство железобетонной обваловки объемом не менее объема резервуара. Конструкцией обваловки так же предусматриваются железобетонные опоры под емкости.
Канализационные системы склада дизельного топлива должны быть снабжены
На складах предусматривается непрерывное измерение уровня, контроль достижения минимального и максимального аварийных уровней в баках запаса дизельного топлива. При необходимости есть возможность обеспечения передачи данных на удаленный пункт диспетчера.
Арматура и КИП должны быть защищены от атмосферных осадков запирающимися кожухами. Рекомендуется при наземном расположении резервуаров обустраивать над ними навес, предохраняющий емкости от погодных осадков и нагрева солнечными лучами.
Все металлические, нормально не находящиеся под напряжением части электроустановки и электрооборудование должны быть занулены.
Для освещения наружной территории с резервуарами используются светильники, устанавливаемые на опоре освещения с молниеприемниками, обеспечивающими молниезащиту.
Заземление обеспечивают контуром заземления вокруг площадки склада дизельного топлива.
Для очистки складских сливов от загрязнений должна предусматриваться установка комбинированного фильтр-патрона. В верхней части патрона происходит очистка водного потока от механических примесей и крупных взвесей, а также от пленок нефтепродуктов. Далее поток, прошедший предварительную механическую очистку, поступает в нижнюю часть фильтрующего патрона. В сорбционном фильтрующем патроне происходит основная очистка воды от мелкодисперсных взвешенных веществ, нефтепродуктов, СПАВ и часть тяжелых металлов и металлоорганических соединений.
Доставка и заливка топлива в резервуары осуществляется автомобильным и железнодорожным транспортом. Для соединения раздаточного рукава автоцистерны и топливопровода для заливки дизельного топлива в резервуары предусматривается сливная муфта. Подача топлива в резервуары обычно осуществляется насосами, установленными на автоцистерне. Для передвижной автоцистерны предусматривается устройство узла заземления.
Подача топлива от резервуаров к комбинированным горелкам котлов осуществляется самотёком либо посредством насосов, если высоты установки резервуаров недостаточно для обеспечения необходимого напора перед горелками.
Существует отличительная особенность работы оборудования на дизельном топливе: для запуска на дизеле нет необходимости в получении разрешительной документации. В связи с этим, даже если котельная газовая, на время получения разрешения на пуск газа, эксплуатирующая организация может обеспечивать потребителей необходимыми тепловыми нагрузками.
Безусловно, теплоснабжение на солярке обходится несколько дороже, чем теплоснабжение газом, но оно экологичнее, проще и выгоднее, чем теплоснабжение на твердом топливе. При этом возможно обеспечить автоматизированную работу системы топливоподачи и топливопотребляющего оборудования а так же дистанционный контроль рабочих параметров. А в регионах, где отсутствует какое-либо газоснабжение (магистральный газопровод, СУГ) – это самый актуальный вариант.